Mosque’s Reception phone numbers: 8(495)951-84-48; 8(495)951-17-81

Address:   28, Bolshaya Tatarskaya Street, Moscow, 115184, Russia                                                                         

We are in Social Media:

 

Распространенные ошибки при заключении брака

Home \ Брак \ Никях \ Распространенные ошибки при заключении брака

     Распространенные ошибки при заключении брака

     Как известно, брак – веление Всевышнего Аллаха и сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Каждый человек должен стараться создать семью. 

     Всевышний говорит: «Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех или четырех. Если же вы боитесь, что не будете (одинаково) справедливы к ним, то (довольствуйтесь) одной» (Св. Коран; 4:3) 
     Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к молодым людям, говорил: «Молодежь! Кто может из вас понести материальные расходы, пусть женится, это более кротко для взгляда и бережливее для половых органов. А кто не может, пусть постится, это будет его защитой». 
     В то же время создание семьи является серьезным предприятием и требует соответствующего отношения к себе. Прежде всего, человек должен создать предпосылки к заключению брака. Согласно вышеприведенному хадису, необходимо иметь физические и материальные возможности содержать семью. Если таких возможностей нет, то следует поститься, чтобы ограничить свои страсти и не впасть в грех прелюбодеяния. 
     Если мусульманин должным образом подготовился к созданию семьи, то ему надлежит озадачиться поиском своей половины. При этом критерии могут самыми разными, но для соблюдающего мусульманина важна, прежде всего, религиозность своей избранницы. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Женщину берут в жены по четырем критериям: из-за ее имущества, знатности, красоты или веры. Добейся же обладательницы веры, [а иначе] остаться тебе ни с чем». 
     К сожалению, не все люди серьезно относятся к созданию семьи, многие мусульмане зачастую совершают ошибки, ставящие под угрозу дальнейшее пребывание в браке, а то и нарушающие его законность. 
Как уже говорилось, брак – сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), и человек должен обращаться к наследию сунны, чтобы его действия не шли с ней вразрез. Чувства не должны властвовать над разумом, а брак должен быть максимально защищен от посягательств на честь спутника жизни, от злоупотреблений свободной трактовкой положений шариата, а жизнь супруги и детей должны быть выше своего эгоизма. 
Что бы ни декларировалось от имени ислама, современные реалии таковы, что возможно и избиение жен, и отсутствие помощи в обеспечении семьи всем необходимым, и многоженство, которое на поверку оказывается лишь узакониванием блуда, и много различных примеров, которые помогают выявить ошибки наших братьев и сестер по вере. К сожалению, внешний вид благопристойного мусульманина отнюдь не является гарантией того, что он будет хорошим семьянином.
     Рассмотрим, чего следует остерегаться при создании семьи, и каких ошибок необходимо избегать:
     1. Заключение брака без ведома отца невесты или без его согласия.
Если человек не обременен знаниями религии, то для него может показаться странным, что мнение отца должно учитываться при заключении брака и именно отцу невесты решать, за кого выйдет его дочь. Но сунна посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) ясно указывает на то, что согласие опекуна невесты обязательно: «Нет брака, кроме как с опекуном и двумя свидетелями».  Ведь только он сможет удержать дочь от явно ошибочного выбора и позволить ей спасти свою честь. Аферист или просто несерьезный молодой человек может задурманить голову девушке, но едва ли он сможет одурачить ее отца. Поэтому если молодой человек не горит желанием знакомиться с родителями невесты или предлагает ей оформить отношения скрытно от них, то это явный признак возможных преступных намерений жениха. 
При заключении брака часто учитывается кяфаа – сходство и равенство жениха и невесты в религиозном, социальном, материальном уровне их семей.  И если уровень семьи невесты выше уровня семьи жениха, то отец невесты имеет законное право отказать жениху. Применение данного соображения вполне применимо в наше время, ведь семья должна основываться не на любви в первую очередь, а на взаимном уважении и взаимопонимании. Да, возможны исключения, но они совсем не противоречат правилу, согласно которому брак должен быть изначально защищен от разлада. 
     Из писем на сайт мечети:
«Мой муж предприниматель. Он меня кормит, одевает. В плане этого у нас нет никаких проблем. Но все, что он для меня делает, растворяется, когда называет тех, с кем я выросла, голодранцами. Мы женаты уже почти 3 года, и у нас уже 2 маленьких детей. Я очень близко все принимаю к сердцу, оттого мне так тяжело. Мне 27, ему 46. У меня высшее медицинское образование, которое мне дали родители. Я за 2 дня собралась как могла, когда выходила за него замуж. Этим он тоже до сих пор меня попрекает. У него еще русская жена, с которой он недавно только официально развелся, сын от нее 9-летний, дорогая машина, оформленная на нее. Я все это терплю, хоть и обидно в душе. И замуж я за него вышла чистой, девственницей. В мольбах взываю к Всевышнему, молю Его, чтоб он дал мне терпения».
Едва ли оскорбления подобного рода возможны в семьях, где муж и жена являются выходцами из семей, примерно равных по материальному статусу.
Зачастую молодые люди пытаются обойти пункт условий брака, указывающий на обязательность согласия отца невесты, и здесь возможны различные ошибочные соображения:
     2. Попытка апеллировать мнением ученых ханафитского мазхаба, которые якобы говорят о допустимости брака без согласия опекуна невесты. На самом деле это заблуждение. В ханафитских трудах по этому поводу говорится, что совершеннолетняя имеет право выйти замуж без согласия отца, но такой брак будет законным только на момент его заключения. Дальнейшая его судьба целиком зависит от воли отца, который имеет право подать на расторжение брака в случае, если он был заключен с недостойным, неравным его дочери человеком.  А поздние ученые ханафитского мазхаба вообще говорили, что такой брак не может быть заключен и не будет действительным. 
     3. Обвинение отца невесты в неверии, если он, будучи этническим мусульманином, не молится, не постится и т.п. 
На самом деле это мнение не выражает точку зрения большинства ученых ислама.  Да, если человек не исполняет свои обязанности по вере из невежества или лени, он грешен, но неверным, мнение которого можно игнорировать, не становится и права опекунства не лишается. 
     4. Заключение скрытого брака, когда со свидетелями договариваются о неразглашении тайны отношений между сторонами. Такая форма брака запрещена сунной Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), согласно которой о бракосочетании необходимо объявлять. Например,  проведение свадьбы как раз и призвано публично известить о браке. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Разделительная грань между дозволенными и запретными [брачными отношениями] – бубен и голос (громкое объявление о заключении брака)».  
«Объявите о браке, бейте в бубен». 
Мусульманин не должен подвергать себя подозрениям в глазах других, на это указывают слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), который говорил: «Мусульманин не ставит себя в сомнительные ситуации». А скрытый брак, по сути, является «гражданским», мало чем отличающимся от прелюбодеяния, ведь, как правило,  «жена» не сможет ни родить ребенка (он будет воспринят окружающими как внебрачный ребенок), ни выйти вместе с «мужем» на люди (они воспримут ее как любовницу). Права жены и детей в таком браке ничем не могут быть защищены, ни законодательством, ни местными традициями. Жена и дети от такого брака будут лишены прав наследства. 
Тот, кто предлагает заключать брак на таких условиях – эгоист, думающий только о своих потребностях, ни во что не ставящий ни невесту, ни ее семью. 
Вот, например, одна из историй, рассказанных очевидцем событий, ее герои:
Он: преуспевающий мужчина лет пятидесяти, обеспеченный человек, активный общественный деятель, являющийся духовным авторитетом для многих мюридов , образец праведности и богобоязненности, несколько раз в год совершает умру и хадж и занимается благотворительностью.
Она: молодая русская девушка, недавно принявшая ислам, образованная, но в определенной степени наивная.
Их познакомила подруга девушки, знакомство произошло на одном из духовных собраний. Девушку восхитил этот человек, она захотела, чтобы он стал ее мужем и духовным наставником. Она познакомилась с его матерью, а через некоторое время они поженились. Мужчина сам заключил брак в присутствии двух своих мюридов. Как оказалось впоследствии, об этом браке никто больше из его окружения не узнал, в глазах остальных человек оставался холостяком, который пока не встретил ту единственную, достойную быть супругой столь праведного человека. Однако, несмотря на заключенный брак, семьи не было. «Наставник» подолгу уезжал по делам и виделся с нашей героиней крайне редко, ничем ее не обеспечивал, делами супруги не интересовался. На все просьбы что-то изменить в отношениях, следовал один ответ: «Не нравится, разводись». Она искала причины такого отношения в себе, из кожи вон лезла, чтобы угодить мужу, но все стало ясно после одной из редких встреч. Девушка забеременела. Она обрадовалась, сообщила об этом мужу, но в ответ услышала, что он не готов сейчас быть отцом (несмотря на всю свою обеспеченность) и от беременности следует избавиться (!).
Вдумайтесь: это не ответ мачо одной из своих любовниц, а ответ человека, являющегося духовным авторитетом в глазах многих людей. Как оказалось, она была пятой девушкой (!), не согласившейся с ролью наложницы и приятного приложения к холостяцкой жизни. Естественно, девушка не согласилась сделать аборт, она поняла, что ошиблась в этом человеке. Ее рассказ очень удивил подруг, они и предположить не могли, что такое возможно. 
     5. Чтение никаха, несмотря на недостающие условия,  через друзей, знакомых, готовых поступиться принципами шариата и взвалить ответственность на себя.
На самом деле, если брак будет заключен без необходимых условий, то будет недействительным, и никакие друзья тут не помогут. К сожалению, те, кто идет на подобные нарушения, не понимают, что никах, по сути, не читается. Прочесть можно проповедь, Коран, молитву за новобрачных.
Никах – это договор между сторонами, регламентированный соответствующими правовыми нормами. И если, положим, кто-то решил выдать замуж мусульманку за христианина или заключить брак без согласия отца, то такой брак будет недействительным изначально в первом случае, а во втором – зависеть от отцовской воли.   
Естественно, последующие отношения между «супругами» будут квалифицироваться не иначе как прелюбодеяние, со всеми вытекающими последствиями.
     6. Принуждение невесты к браку путем кражи, угроз и насилия. 
Обычай воровать невест распространен в основном на Кавказе. При этом на Кавказе действует шафиитский мазхаб, который аннулирует браки, заключенные путем насилия. Человек, идущий на принуждение девушки, изначально не имеет шансов на законность своего брака, и, более того, является преступником, заслуживающим наказания. 
     7. Махр (брачный подарок). Всевышний говорит: «Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (Св. Коран; 4:4) 
Часто бывает так, что невесте предлагают в качестве брачного подарка нечто символичное, например, золотое кольцо. А некоторые ухитряются на полном серьезе предлагать чуть ли не сто рублей. Да, есть различные мнения ученых о минимальном размере брачного подарка, но невеста в любом случае имеет право получить не меньше того, что положено ей по социальному статусу. При этом учитываются традиции региона. И если в данном регионе дочь из семьи среднего достатка получает обычно в подарок что-то определенное, то она имеет право получить в дар не меньшее по размеру и сумме. 
Махр не является простой формальностью, а абсурдное занижение его размера вполне может указывать на несерьезность намерений жениха. 
     8. Временный брак. Как известно, такая форма супружеских отношений была разрешена на заре ислама, когда в военное время, подолгу находясь в походах, мусульмане не могли содержать семью. Однако впоследствии временный брак был запрещен вплоть до Судного Дня. Со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) передается, что он в год завоевания Мекки говорил: «Люди, я позволял вам заключать временные браки, но отныне Величественный и Всемогущий Аллах запретил их до Судного Дня».  Поэтому если у человека нет намерения создать семью, он хочет лишь непродолжительных отношений и не скрывает этого, то брак будет недействительным. 
     9. Выбор в жены христианок или иудеек, апеллируя аятами Корана: «..Также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (махр), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги» (Св. Коран; 5:5). 
На самом деле, женитьба на христианках и иудейках, хотя и является халялем, обусловлена наличием у них целомудрия и богобоязненности. Православная христианка не будет богобоязненной в православном понимании этого слова, если не будет признавать Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) лжепророком. Не будем забывать, что до сих пор в официальных православных трудах об исламе и Мухаммаде (Да благословит его Аллах и приветствует) отзываются, как правило, в негативных, а то и в оскорбительных тонах. И это касается «богобоязненных» христианок, посещающих храм, соблюдающих заповеди своей религии. А в основном берут в жены не прилежных прихожанок, а обычных девушек, не имеющих какого-либо религиозного воспитания, игнорируя соблюдающих мусульманок. Тут вообще о какой-либо богобоязненности речь не идет. 
Я не говорю об этнических мусульманах, которых ничего, кроме имени с исламом зачастую не связывает. Естественно, если для человека ислам является лишь легким фоном повседневной жизни и некой обременительной традицией, то при выборе невесты он не будет придавать значение ее вероисповеданию. Но для соблюдающего мусульманина такой подход крайне пагубен и ошибочен. Каким образом он надеется воспитать праведное потомство, ведь роль матери в воспитании исключить едва ли получится, а христианское и зачастую враждебное к исламу окружение сделает все, чтобы ребенок рос не мусульманином? Что он собирается предпринять в случае развода? Суд итак почти всегда присуждает ребенка матери, а если сказать, к примеру, что муж – ваххабит, то вердикт будет совсем не в его пользу. Таким образом, потомство человека, сделавшего выбор в пользу красоты невесты, а не ее веры, будет наверняка потеряно для ислама.
Несомненно, определяющим в этом вопросе является указ Умара (Да будет доволен им Аллах), который обязал сподвижников дать развод своим женам из людей Писания, а аят Священного Корана о дозволенности брака с христианками и иудейками больше применим в странах, где главенствуют законы шариата и нет угрозы для воспитания ребенка в традициях ислама. 
В действительности может показаться, что сложно требовать каких-то идеальных условий для заключения брака в наше время, однако ислам стоит на страже интересов обоих супругов, а пренебрежение нормами шариата, зачастую входящими и в народные традиции,  выливается в преступление против семьи. Если для человека ориентиром являются не нравы окружающего его общества, а Коран и сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), то он сделает все, чтобы Всевышний был доволен им, для него легко будет соблюсти все требования религии по отношению к семье. Его дела не будут тщетными, их не бросят ему в лицо на Судном Дне, и по милости Божьей он воссоединится со своей семьей в Раю.